В данной статье мы подробно остановимся на такой опции как шумоизоляция автомобиля. Вы узнаете какие материалы необходимы, поймете принцип их работы, а также составите свой порядок действий по самостоятельной шумоизоляции.
На данный момент автомобиль уже давно не является роскошью. Во многих семьях данный аксессуар современной жизни имеется не в одном экземпляре. Я думаю, каждый автолюбитель согласится с тем, что если его оставить без автомобиля на несколько дней, то он будет себя чувствовать как минимум не комфортно, а как максимум выкинутым из седла на эти дни. Как правило, в эти дни просто отметаются всякие встречи, поездки, так как многих мысль об общественном транспорте бросает в дрожь. Что и говорить, человек быстро привыкает к хорошему, так мы устроены. Тот, кто сел за руль, уже не представляет жизни без него. Кстати, сей известный факт можно отнести и к сотовому телефону, планшету и другим полезным вещам, которые делают нашу жизнь более комфортной и приятной.
Пропорционально увеличению количества машин на дорогах, увеличиваются и аварии, и пробки, а соответственно и количество времени, которое мы проводим за рулем. С каждым годом это время только растет. А если еще и работа связана с ежедневными разъездами на машине, то подсчет временного трафика в автомобиле выглядит устрашающе. Здесь-то и встает вопрос, что ваш железный конь должен не только выполнять функцию по перемещению вас с одной точки в другую, но и отвечать всем вашим заявленным требованием, чтобы проводимое вами время за рулем проходило для вас незаметно, приятно и комфортно. Кому-то важна чистота звука в салоне, кому-то шумоизоляция, а кому-то подогрев руля и перетяжка салона в бежевый цвет.
И так, чтобы разобраться, как сделать шумоизоляцию своими руками, предлагаем последовательно рассмотреть ряд вопросов:
- Зачем нужна шумоизоляция.
- Какие виды шумов присутствуют в автомобиле.
- Виды материалов и общий принцип шумоизоляции автомобиля.
- Инструкция и рекомендации по шумоизоляции Вашего автомобиля.
1. Зачем нужна шумоизоляция
Конструктивно предусмотренные заводами системы снятия вибрации, а также штатная вибро-шумоизоляция со своей задачей справляется слабо, и оставляют желать лучшего. Этот факт подтверждается наличием в интернете множества фотографий разобранных «голых» дверей, полов и потолков, причем далеко не дешевых автомобилей. Автопроизводителей понять сложно, но в принципе возможно. Идет жесткая борьба по снижению цены, в том числе и за счет экономии на шумоизоляционных материалах.
Итак, приведем ряд плюсов шумоизоляции автомобиля:
- Повышается безопасность при управления транспортным средством
Шум приводит к быстрой утомляемости водителя и снижает безопасность его движения, а соответственно и его пассажиров. Это, пожалуй, самый главный критерий с которым трудно поспорить.
- Препятствует появлению различных болезней
Доказано, что вибрация вызывает головные боли, головокружения, нарушения сна, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушения сердечной деятельности и другие болезни которые зачастую до поры до времени протекают незаметно.
- Повышается акустический комфорт в салоне автомобиля
Благодаря шумоизоляции намного улучшится качество звука и акустики даже вашей штатной магнитолы. Здесь не нужно быть профессионалом по звуковому давлению, разницу почувствует даже отдаленный от всего этого человек.
- Улучшаются теплоизоляционные свойства автомобиля
Салон автомобиля будет медленнее охлаждаться зимой, и дольше нагреваться летом. За счет тепло-звукоизоляционных материалов будет достигнут эффект термоса, что тоже является очень приятным сюрпризом;
- Повышается стойкость металла кузова к коррозии
В процессе шумоизоляции практически весь металл кузова обрабатывается специальными мастичными вибродемпфирующими материалами. Они не только предотвращают прямое взаимодействия металла с воздухом, но и защищают его от возможной протечки воды в зимний период времени.
- Приятные бонусы
Шумоизоляция повышает общий уровень комфорта управления автомобилем. К примеру, водителю станет намного приятнее общаться с пассажиром, не повышая голоса. Скажите, а к какому автолюбителю не понравиться комплимент в адрес своей машины со стороны друзей или коллег?
2. Какие виды шумов присутствуют в автомобиле
В процессе движения кузов автомобиля окружён большим количеством звуковых волн самых разных частот. Условно шум делят на структурный (вибрация) и воздушный шум.
- Структурный шум (вибрация) - это звуковые волны, которые распространяются через структуру твердых поверхностей металла и пластика кузова. Они появляются благодаря работающему двигателю, трансмиссии, системы выпуска отработанных газов, ходовой части, неровности дорожного полотна т.д. Крайний диапазон частот данных звуковых волн составляет примерно до 500 Гц.
- Воздушный шум (его еще называют аэродинамическим шумом) представляет собой шум, где средой распространения является воздух. Шум ветра, гул проезжающих рядом машин, потоки воздуха, обтекающие автомобиль при его движения - все эти шумы, так или иначе, проникают в салон нашего автомобиля через некачественные уплотнители в дверных проемах, негерметичное закрывание окон и технологические отверстия переднего пола. Данные звуковые волны находятся в значимом для восприятия человеческом ухом спектре средних и высоких частот (500-10000 Гц), поэтому мы их и слышим.
В результате мы имеем салон автомобиля, в котором гуляют звуковые волны низких, средних и высоких частот. Отражаясь от различных поверхностей в замкнутом пространстве салона, они и образуют тот гул, от которого все мы так хотим избавиться.
3. Виды материалов и общий принцип шумоизоляции автомобиля
Для устранения каждого вида шума при шумоизоляции автомобиля используется свой тип материалов:
3.1 Вибродемпфирующие материалы:
Для борьбы с первым видом шума (структурным) на обезжиренную поверхность металла монтируются вибродемпфирующие (вибропоглощающие) материалы. Они представляют собой разнотолщинную вязкую мастику дублированную фольгой, нетканым материалам или пленкой. Принцип действия материалов прост. Наклеенная виброизоляция на поверхность металла или пластика, увеличивает их жесткость, каркасность и не дает им гулять и резонировать. По сути, образуется уже новая цельная, монолитная конструкция. Вибрация с металлической поверхности автоматически передается на мастику, которая за счет сдвига на молекулярном уровне в толще слоя своего материала преобразует механическую энергию в тепловую. Данный вид материалов работает в нижнем диапазоне частот до 500 Гц и предназначен для снижения уровня вибрации с металлической поверхности кузова, а также пластиковых элементов интерьера салона.
Для правильного подбора виброизоляции, предлагаем рассмотреть основные характеристики вибропоглощающих материалов:
- Коэффициент механических потерь (КМП). Это коэффициент, показывающий какое кол-во механической энергии (вибрации) рассеивается в толще вибродемпфирующего материала при наклеивании его на металлическую поверхность. Значение КМП может быть от «0 до 1» Чем ближе значение к «1», тем эффективнее считается материал. В большей степени данный показатель зависит от формулы «рецепта» входящих с состав мастики компонентов.
- Фольга. Как правило, в качестве лицевого покрытия используется фольга. Она является дополнительным препятствием для звуковой волны, а также выполняет роль прикаточной поверхности. В низко-среднем ценовом сегменте используется фольга 50-60 микрон, в премиальном - 100 - 120 микрон. На фольге имеется тиснение (бугорки) в виде шашечек (кубиков или ромбиков), которые являются индикатором хорошей или плохой прикатки виброизоляции. Так как монтаж осуществляется специальным прикаточным роликом, то полностью разглаженные бугорки говорят о том, что монтаж материала осуществлен качественно.
- Масса и толщина мастики. Если взять виброизоляцию одного класса, но разной толщины, то вибродемпфирующие свойства будут лучше у материала, имеющего большую толщину, а, следовательно, и большую массу. Но мы с Вами понимаем, что увеличение массы приведет к небольшому увеличению расхода топлива. На этот счет имеются рекомендации заводов-производителей по оптимальному комбинированию толщин материалов при виброизоляции разных участков автомобиля.
- Адгезия. Данный показатель характеризует степень сцепления материала с поверхностью при условии соблюдения всех правил монтажа.
3.2 Звукопоглощающие и изолирующие материалы:
После окончания работ по виброизоляции кузова автомобиля, можно приступать к устранению воздушного шума, а именно гашению звуковых волн в частотном диапазоне 500-10000 Гц. В данном случае к нам на помощь приходят три группы материалов:
- Звукопоглощающие материалы. Вначале на виброизоляцию клеятся данный вид звукопоглотителей. Структура данных материалов представляет собой волокнистое, пористое и открытоячеистое строение, имеющее воздушные полости. Их главной задачей является поглощение и рассеивания волн спектра средних и высоких частот внутри самого материала. Звуковая волна, попадая внутрь такого строения, теряется в бесконечных переходах между многочисленными ячейками и полостями, вследствие чего и затухает. Характерными особенностями данных материалов является невысокая плотность, а, следовательно, и хорошая способностью к впитыванию влаги. Поэтому их не стоит применять в местах возможного скопления воды (например, между двумя листами железа внутри двери).
- Звукоизоляционные материалы. Следом за звукопоглощающими материалами клеятся звукоизоляторы. Как и следует из их названия, данный вид материалов выступает в роли изолирующего барьера на пути оставшихся волн, все-таки прошедших через звукопоглощающий слой. Натыкаясь на звукоизолятор, звуковая волна отражается обратно в слой звукопоглотителя и там уже гасится окончательно. Отличительными особенностями данной категории материалов является большая плотность, низкое водопоглощение и теплопроводность.
- Звукоизоляционные мембраны. Представляют собой правильно подобранную комбинацию разнотолщинных видов шумоизолирующих мембран и звукопоглощающих композиций.
4. Инструкция по шумоизоляции Вашего автомобиля
Мы разобрали с Вами общую теорию шумоизоляции автомобиля, теперь у вас есть хорошее представление в данном вопросе и можно двигаться дальше.
Для проведения работ по шумоизоляции авто своими руками вам потребуется следующий инвентарь:
- большой ключ-трещотка с удлинителем и головки на 14″ и 17″ (для откручивания сидений и ремней безопасности);
- крестовая отвертка (длинная и короткая ручка), набор отверток TORX (звездочка), плоскогубцы с изогнутыми губками;
- набор съемников (сохранит в целостности пластиковые клипсы, а также убережет пластиковые детали от царапин);
- пылесос для сбора грязи и пыли с пола (особенно если у Вас не новый автомобиль и/или вы покупали его с рук, то под штатным ковролином может оказаться что угодно). Поверхность перед обезжириванием должна быть чистой.
- обезжириватель с ветошью. На машину хватит 0,5л.
- обычный строительный нож для раскройки материала;
- тепловой фен (если планируете использовать определенной тип виброизоляции, которой необходим нагрев перед монтажом);
- прикаточный валик ( является очень важным инструментом. Качественная адгезия вибропоглощающих материалов с металлом кузова обеспечивает не только правильность их работы, но и предотвратит образование конденсата, а впоследствии и коррозии. )
Разборка салона и его подготовка (полезных советы):
- как разобрать салон именно вашего автомобиля и ничего не сломать? Если вы никогда не разбирали салон до металла и не имеете представления как это делается, то рекомендуем обратиться к помощи интернета. Идем на специализированный форум по Вашему автомобилю и ищем раздел “шумоизоляция”. В данной ветки вы сможете не только почерпнуть ответы уже на имеющиеся вопросы, но и узнать о тех сложностях и нюансах, с которыми Вам предстоит столкнуться в процессе разборки салона;
- хороший лайфхак - делайте фотографии на телефон в процессе разборки каждого элемента. Это очень сильно сэкономит Вам время и нервы во время обратной сборки;
- мойте чаще руки, чтобы не заляпать светлые участки салона;
- болты, пистоны и шурупы от разных участков салона лучше складывать в отдельные небольшие коробки и подписывать. Появившиеся дырки после их выкручивания - помечайте, чтобы случайно не заделать их материалами;
- после разборки вы увидите небольшие куски заводской виброизоляции. Постучите по ним тупым предметом, если лист не крошится и держится хорошо, то демонтировать его не нужно. Приобретаемую виброизоляцию будете клеить поверх штатной виброизоляции;
- если на металле имеется ржавчина, то ее надо очистить до металла либо механически (металлическая щетка, наждачка), либо химически (специальные растворы). Клеить виброизоляцию в местах, где уже виднеется коррозия - нельзя;
- очищаем пол салона от грязи, пыли и прочего мусора и тщательным образом обезжириваем весь металл кузова.
Рекомендации по вибро-шумоизоляции и применению материалов:
При выполнении работ по шумоизоляции укладывайте материалы таким образом, чтобы доступ ко всей электрике оставался открытым. Все провода должны лежать поверх всех материалов. Чтобы Вам было легче сориентироваться среди материалов и понять какой бюджет нужно будет подготовить для самостоятельной шумоизоляции автомобиля, нами были сформированы готовые комплекты с послойным описанием проклейки.
Вибропоглощающие материалы:
- для хорошего сцепления виброизоляции с поверхностью, монтаж материалов нужно проводить при температуре от 18°C. При повышении температуры мастика приобретает вязкопластичную консистенцию, что благоприятно влияет как на качество адгезии, так и на удобство монтажа в сложных участках;
- чтобы сильно не увеличивать массу автомобиля, придерживайтесь следующей схемы. Листы с толщиной 2-3 мм монтируются на крышу, двери, задние крылья. Листы с толщиной 3-4 мм на особо вибронагруженные места: пол салона и багажника, тоннель, арки внутри салона, перегородка моторного отсека со стороны салона;
- раскройку листа материала строительным ножом советуем проводить по заранее сделанными лекалам из картона (газеты) и снаружи автомобиля, чтобы случайно не повредить лакокрасочное покрытие;
- ребра жесткости клеить не нужно, так как могут возникнуть проблемы с обратной сборкой салона (какие-то элементы могут не встать на место).
Звукопоглощающие и изолирующие материалы:
Данные материалы не такие тяжелые, как виброизоляция, поэтому ими можно заполнять все свободное пространство между виброизоляцией и штатной обшивкой салона.